вторник, 9 июля 2019 г.

Магия слова или свет cквозь буквы


Центральная улица Екатеринбурга, фото автора эссе.
Ирина Герулайте

Серия «Магия слова», часть II

 Инструмент, который всегда с тобой

Тот, казалось бы простой факт, что мы говорим словами, у большинства людей не вызывает ни изумления, ни интереса. Этим увлекаются и этому удивляются те, кто занимается филологией или семиотикой.  И конечно, дети. Но и журналистов  иногда так сильно трогает словесная магия, эта знаковая система, что начинаешь  понимать - как много она для всех нас значит.

Как вы говорите друг с другом, и какими словами пользуетесь, может открыть очень многое о личности. Мы надеемся на силу слова, потому что, пожалуй, в некоторых случаях, это наше единственное и оружие, и лекарство. 
Иногда, скажу я вам, удается трюк, как говорится, «смертельный номер» - превратить яд, который направлен  в твою сторону в настоящий целебный бальзам. В принципе, всегда можно сделать из яда гадюки полезную мазь.  Так и со словом. 
Главное только с дозой быть аккуратней. Слово оно такое. Бывает, что всего один предлог в предложении или неверное сравнение делает всю твою работу никчемной. То есть  внимательно следим за дозой и превращаем любой яд в наш адрес в полезную смесь.

Как недавно я убедилась, словом можно сделать практически все. Даже нарисовать. Однажды один мой собрат по меломании и профессиональный писатель, когда мы говорили про одну очень любимую нами группу, тщательно и очень ярко описал мне обложку диска. Да так, что я ее увидела! В воображении все появилось очень быстро. Талант  у него просто великолепный. Однако у меня почему-то не возник вопрос, сидя рядом с компьютером и интернетом, попросить показать мне эту обложку. Я просто с воодушевлением слушала его описание, нисколько не полагаясь на возможности интернета, хотя там-то как раз эта обложка лежала во всей своей красе. А он, после долгого рассказа вдруг опешил и сказал: «Так вот же она! Сейчас я  тебе ее покажу».

Ну что сказать, все совпало, так я себе и представляла обложку этого альбома. Писатель верен своему кредо - лучше сто раз рассказать, чем один раз показать.

Я даже знаю, почему не предложила  сразу посмотреть эту обложку. Дело в том, что слушать  было так упоительно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. 

Но я тоже из этой серии персонаж...  Однажды я описывала подруге запах моих любимых арабских духов. Начала с рассказа про огромный сад вокруг мечети, тамошние цветы, искусственно организованные ручьи и  плавно говорящие с прохожими маленькие водопады. Но суть в том, что духи тем временем были у меня в кармашке сумки. И мне даже в голову не пришло достать их!..

Слова настолько сильны, что мы иногда не замечаем, как они действуют уже помимо нас. Стрелы их звонки, светлы и красивы, как те самые стрелы молний в грозовом пространстве. Я очень люблю действие этих слов, ярких и по-настоящему добрых. Однажды пара слов одного моего друга вознесла меня на самые лучшие небеса, которые когда-либо спускались на землю. И теперь я точно знаю, что слово имеет силу ростка, который здоров и стремится к свету, становясь прекрасным деревом.

После тех слов моя душа начала производить совершенно не свойственные мне образы, словно я пробудилась от тяжелого сна. И в этих новых образах просияла ночная царица Луна и король дня – Солнце. То есть в этой эссенции, которая может храниться в словах, столько аромата и глубоких сил, о которых мы даже не догадываемся.

И стоит быть внимательными  к ним. Очень внимательными. Безотказно действуют на меня названия камней, минералов. Не могу, честно говоря, понять, в чем причина такого влияния. Но когда я слышу или читаю такие слова, как магноколумбит, макарочкинит, тамаругит, танелит, что-то сродни присутствия магических рисунков предстает в воображении. Эти названия таят стройность и цельность, твердость и красоту. Невероятное сочетание букв и слогов сродни необычным сочетаниям тональностей в музыке.

Как-то раз волшебство слово спасло меня от тяжелого негодования, весьма трудной для души эмоции. Признаю, иногда мои реакции на события далеко не так воздушны, как хотелось бы. И вот от такой «грустной серьезности», уныния меня спасло умение слагать стихи и мелодии.
Одна моя знакомая несколько лет назад постоянно нарывалась на неприятности. Это было довольно тонкое вредительство, суть которого я сразу и не уловила. Только одна моя добрая близкая подруга сказала, что эти поступки несут отпечаток неприязненного ко мне отношения, хотя внешне все было благопристойно – улыбки, угощение кофе.

 Но чувствовала я далеко не симпатию с ее стороны, а нечто противоположное. Так вот, когда мне стало особенно неприятно, я…сочинила о ней комические куплеты – они были как будто бы опереточные, но в них выразился характер моей приятельницы, и мое отношение к случаю. Но что самое интересное - все закончилось очень хорошо! После сочинения этой, так сказать, опереточной арии, все встало на свои места – мне стало уютно и спокойно. И приятельница тоже пропала, словно ее и не было вовсе.
 Тогда я, в очередной раз обнаружила это свойство слова – выводить все на чистую воду и делать мир светлее, а иногда даже понятней. 
Ну и еще про один случай. Услышала я далеко не конструктивную критику в свой адрес, от нее пахнуло и завистью, и желанием причинить боль. Иногда все мы сталкиваемся с таким, ничего особо ужасного в этом нет. Одной моей близкой подруге, замечательной рукодельнице, например, знакомая девица сказала, что будто бы ее украшения, ее прекрасные мандалы, которые она плетет много лет,  стали будто бы «неживые». Вранье! Я видела эти украшения – живее еще поискать.

 В моем же случае тоже была критика одной неприятной и не очень красивой дамы, из определенных кругов.  Пережив несколько тяжелых, весьма неприятных минут, я попробовала выкрутиться, то есть сочинила небольшой рассказ, где эту даму можно было, собственно, и пожалеть, и посмеяться над ее чрезмерной критичностью, которая, между прочим, здоровья не добавляет никому из нас. И ведь получилось! Я повеселела, поняла, где допустила промахи - и хмарь прошла. Теперь и я недоступна для злобы и зависти.
Вы знаете, некоторые слова хранят в себе великолепную силу – скажешь это слово, и словно сил прибавляется. Замечали? Такое слово для меня лично «ура!». Солнечное по сути и очень яркое, словно оно освещает любые закоулки, есть в нем эта светоносность. За счет «ра», наверное.

Как все же здорово, что слова существуют!  Что мы можем описать то, что невозможно выразить иначе, чем в форме стихотворения или рассказа –ведь  в слове есть огонь, который нас согревает. 

И он, наш великолепный, любимый русский язык, как никакой на свете, может сотворить чудо: поднять наше настроение, привести к туманным и прекрасным берегам воображения, к мирам другого человека, которого мы сможем и полюбить, и узнать.  Вы только вспомните, как вы говорите с теми, кого любите! Это не просто язык, это песня, он редкий и прекрасный, почти что птичий.

Весна - лето 2019

Комментариев нет:

Отправить комментарий