пятница, 9 февраля 2018 г.

Капут снобизму.


                              Ирина Герулайте

                      Борис Экель, дом цветов и зверей,

                             или снобизму - капут!



Экологический центр «Рифей», который находится в районе старой Сортировки - место совершенно уникальное. Однажды мне срочно понадобилось противоядие от снобизма. И я ведь нашла его там, в «Рифее»!

В какой-то момент я поймала себя на том, что это качество попросту мешает жить. Это одно из сильнейших ограничений в развитие человека, его гордость за непонятно что.

Неожиданно для себя, с совершенно ясным чувством, я поняла, что невозможно гордиться тем, что тебе дала природа.  Будь то хорошая семья или способности.

В принципе, я всегда понимала это, но как-то неглубоко, то есть знание, скажем так, не стало моим. Это как восхищаться оперой, ни разу не посетив театр - то есть довольно глупо. Поэтому, следуя завету товарища Джидду Кришнамурти, философа и моего идеологического учителя, я решила попробовать пойти в эту сторону – туда, где снобизма нет.
А прижало меня снобизмом от краткого замечания одной интеллигентной и высокого уровня развития женщины. Она вскользь сказала, что, будучи человеком постоянного вдохновения, полета мысли, она однажды увидела простых людей и ужаснулась – как отвратительно и печально живет народ! И ударения в словах ставит совсем не там, и культуры не ночевала....

 Да, я тоже не фанат задворок Эльмаша, вовсе не стараюсь усиленно дружить с путанами, да и в принципе люблю грамотную публику.  Но что-то неприятное проскользнуло в этом замечании, потому что никто не знает, можно ли мерить качества души кого бы то ни было по неверному ударению.

 Классовая вражда прошлась по моей семье жестко, и я всегда чувствовала этот передавшийся и мне некий нехороший снобизм, неприязнь к тем, кто ниже по социальной лестнице. Скажу четко – есть вещи, которые я не люблю ни в одном из классов, но зачастую они совершенно не связаны с происхождением. Аристократы, которых я мало встречала, но было немного, отличаются чрезмерной заботой о, так сказать, людях типа Фигаро, но вот сам Фигаро может дать фору любому аристократу, мы все это помним.

Интеллигенция любит «раздувать» речи о том, какая она бесподобная или со снисходительным сочувствием относиться к людям из рабочей прослойки. Но можете поверить – если человек ставит ударение всегда там,  где надо, это еще не признак того, что он полон благородных помыслов и никогда в жизни не подставит себе подобного. А тот, кто неверно трактует Канта или просто не знает о нем, может стать лучшим другом просто потому, что вас связывает очень теплая и душевная дружба, которая не всегда, так сказать, на Канте основана («будь он пареллелепипед, будь он круг»), при всей любви к немецкому классику. Он как раз понимал такие вещи, судя по его императиву. Но правда,  дорогие друзья – на свете нет таких весов, на которых мы имеем право взвешивать качества других.

И вот, по традиции, в начале января я пришла в гости к Борису Экелю. Это достойнейший человек, отличный специалист, который занимается разной хорошей работой с детьми и зверями в центре «Рифей».
В начале, чтобы вы поняли, в какой обстановке начал изменяться мой взгляд на снобизм, я расскажу, как выглядит этот центр и кто там живет да поживает.

Это круг единомышленников, которые занимаются экологическим образованием детей, несмотря ни на что. Минуя их проблемы, которых в сфере дополнительного образования очень много, скажу одно – люди там собрались хорошие и профессиональные.

Впервые за много лет в их компании я отметила старый новый год, и это был крепчайший кофе. Такой делают только здесь и вкуснее кофе я мало где пью. 
Вокруг нас были красноухие черепахи, которые грозно ходили по дну аквариума, норовя цапнуть за палец. Яростно и бодро кричали петушки с шелковым оперением, приветливо гавкали две очаровательные собаки, принимающие гостей с удовольствием, в надежде что они, то есть я, по неведению что-то дадут им с праздничного стола (а  колбаса да, была).
Причем я так давно не ела этого продукта, что она, сырокопченая, оказалась как манна небесная.  И весь «зож» (здоровый образ жизни), так сказать, радостно пошел на отдых.

Насмотрелась я на змей, они были удивительные.... Впечатлил рассказ Бориса Яковлевича о том, что шкура змеи слезает вместе с глазами, с веками. Что-то подобное я и почувствовала в тот вечер, словно новый и свежий взгляд нам мир пришел ко мне, а тот, снобистический, уполз вместе со старой шкурой…

И вот кинологи и ботаники сели поздравлять друг друга с новым годом. Качество общения этих давно знакомых людей, коллег, было таким замечательным, таким теплом и весельем веяло от их разговоров, что я сразу вспомнила артистическую среду, которая резко отличается от этого социума. Вопрос в том, что когда меня начинают называть творческим человеком, я как-то напрягаюсь, словно мне хотят сказать, будто мы какие-то небожители и усваиваем исключительно нектар. А это далеко не так. Обычная жизнь таит в себе иногда очень яркие вещи, очень сильные и питательные соки находятся в ней, так что я в принципе не отделяю творчество от пребывания в этом подлунном мире. Все это из одного котла берется.

 Вообще-то творчеством является вся жизнь и все, что мы делаем от души, несет в себе заряд созидания.  И  возводить в абсолют деятельность артиста или скрипача я не стану, потому что тот же кинолог по глубине своего понимания мира может легко превзойти какого-нибудь оперного певца, зашоренного своими «звездными болезнями».
И если увидишь это свойство, снобизм, в уголках своей души, надо гнать его метлой. Лучше  просто сделать себе чай с печенькой - и не морочиться на снобизме, искореняя все уродливые налеты, что, увы, иногда бывают.

Но надо сказать,что несмотря на свою душевность и демократичность, руководитель этого центра является по сути истинным аристократом, тут ничего не скажешь. Борис Экель очень эрудирован и остроумен, он выпускник УрГу, но вы знаете, это их тех людей, рядом с которым чувствуешь себя уместно и гармонично. Такие люди для меня – воплощение тех самых десяти заповедей, имея ввиду, что он в принципе, атеист.  Вот и пойми – какие же весы нужны, чтобы измерить глубину человека? Нет таких, и не будет.

4 – 9 февраля, 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий