пятница, 25 сентября 2020 г.

Богоизбранность: волчьи ягоды


 

Ирина Герулайте

Богоизбранность: волчьи ягоды гордыни

 

Как-то раз этим летом, когда наступила долгая и красивая грибная пора (а она была прекрасна еще и потому, что ушла в прошлое отвратительная жара), я стала много общаться с соседями по даче. В обычной своей жизни я чаще нахожусь в среде творческих личностей и начинающих звезд. От чего мне иногда и смешно, и грустно.

Как будет прекрасно и волшебно, если бы вдруг простота людей, не дурная глупая простота, а своего рода марка здравого смысла тоже станет присуща нашей богеме.

 И я знаю, почему мне захотелось создать такой собирательный образ. Потому что богоизбранность, именно она меня утомила. Разлита она иногда по всем нам, как говорится, композиторам, вокалистам, гитаристам, поэтам. На мой взгляд, это ужасно.

Почему-то принято считать, что только те, кто приобщен к каким-то талантам, точнее, кто ими наделен, имеет право становиться выше других. Точнее, чуть выше, но это «чуть» обычно превращается в неимоверную гордыню. Весь вопрос в том, кому она нужна.

Зачем творческие люди заполняют чашу, в которой может быть развитие, радость, принятие мира, вот этой гремучей смесью, в которой варится их адский суп самовозвеличивания?

И я далеко не против чувства особенности, от этого вообще не уйдет ни один человек, если он только не святой. И совершенно не хочу никого «пришпилить», ведь каждый из нас решает, каким ему быть. Но что мне дало общение с теми, кто не принадлежит к среде богемы, я расскажу.

Когда беседую с актером, то, как правило, сразу понимаю – это шикарный актер. Ну не иначе. Однажды мой друг, из этой веселой сферы, выдал мне фразу, которая стала хитом богоизбранности, друзья! Он изрек: «Мои друзья, шикарные актеры»… И все! И книгу можно, как говорится, дальше не читать. Этой фразой мой товарищ запечатлел символ большого чувства собственной важности. Так что поаккуратней, друзья, со словами, особенно с теми, что относятся к гордыне. Можно стать вечным символом некоей ерунды…

Или еще – в разговоре актер может спросить тебя «Как дела?». Но вы не верьте. Ему совершенно нет дела до того, как у вас дела. Устали вы или голодны, есть у вас время или нет – все это полная ахинея! Ведь вам выпала честь услышать как бы гениального говоруна. Хотя я, конечно, люблю их, деятелей сцены. С ними никогда не бывает скучно, и согласитесь, это немало.

И вдруг мне увиделась сцена, когда такой вот, богоизбранный человек явился на тот свет на прием к Господу нашему. И что, интересно, он ему (Ему) скажет? «Привет, Господь! Дело в том, что ты (Ты) избрал меня». Ну не знаю, выглядит это как-то глупо, не правда ли? Иногда стоит мерить свои поступки по такому мерилу. Как ты отвертишься от своей бесконечной важности, что реяла над тобой много лет твоей жизни.

И почему такая безусловная вера в себя (не в Господа, а просто в себя – хотя кто ж ты такой, чтоб превращать самое себя в религию, интересно?) вдруг начинает быть в принципе?

Уточнить все же стоит. Глубокая вера в То, что ты делаешь, вот это может быть как-то пояснее. Но опять же, есть часы и весы, на которых можно взвесить такие вещи, может быть. Мы сами себе их назначаем, эти измерительные приборы. И их хочется держать чистыми и сверенными с Золотым Сечением. Вот так, наверное.

И когда я беседовала с пожилыми инженерами, то обнаружила, с каким же удовольствием я попадаю в совершенно «не избранный никем» мир. Проще говоря, нет налета всей этой якобы избранности. И этот мир – да он свободней во много раз того, богемного, очень и очень обусловленного. В основном, сложной артистической натурой, точнее, деланно сложной.

 А вот безусловности как раз там нет, увы. Говоря о разных вещах, простых и сложных с нормальными людьми, я всем своим существом чуяла, что как раз в этом есть свобода. Когда ты не думаешь, какой ты шикарный актер. А любишь или ненавидишь без ссылок на то, какой ты гениальный.  И тогда ужасная, отвратительная жара уходит – жара, как образ гордыни и жгущего душу огня «своей изумительности». И жить – легче, веселее.

Петр Ильич Чайковский однажды заметил, что превознесение себя над другими это очень дилетантское свойство. И наш русский музыкальный гений был снова прав. Хотя, к слову, он ценил то, что он пишет, зная о своем даровании, но это другое -  он просто знал и спокойно уважал свои лучшие качества. Но вот богоизбранность – это все же дилетантизм, что и говорить.

24-25  сентября, 2020


Комментариев нет:

Отправить комментарий