пятница, 20 мая 2022 г.

Цикл "Вещи и вещества". О музыке и хлебе...

           Ирина Герулайте

 

Цикл рассказов


«Вещи и вещества»

 

Говорящий хлеб

 

 

 

Лето. Мы, детсадовские отпрыски, живем на даче под Сысертью. Много групп, деревянные домики. Умываемся на улице, когда хорошая погода. О да, лето! Оно всеми своими лучами было с нами. И все на даче, буквально все было нам интересно и ново. Нам по пять, кому-то по шесть лет, подготовительная группа. Одним из увлекательных занятий, ко всему прочему, было сушить хлеб. Были еще ягоды на травинках, собранные грибы – все сушилось на батареях. До сих пор не пойму, откуда у детей в 5 лет взялась такая страсть к запасам. Но несколько моих друзей вместе со мной откладывали хлеб, который мы не доедали в столовой. А в принципе, все мои друзья были из нормальных семей, никто из нас не голодал. Позже я узнала, что голодали наши родители, они родились в начале войны. И мы приносили хлеб в палату, а на душе становилось веселее, когда мы видели эти ржаные кусочки на батареях. Свои запасы! И хлебница, я знаю точно - это таинственное место. Она и внешне похожа на ларец с подарками.

У каждого хлеба, который встречался мне на пути, совершенно свое лицо, и говорит он тоже по-особенному. Самый первый был черный круглый, говорил он примерно так:

«Когда ты съешь меня, то что-то в твоем пути поменяется! Потому что я теплый, сделан по рецепту, который никто уже не повторит. Вкусный я, и корочка моя отламывается нетрудно. А пока вы идете с друзьями по улице Ленина,  из булочной, где я вас нашел, вверх, в сторону оперного театра, у вас появится много идей! Может быть, я тоже причастен к отличному настрою и вашим улыбкам.  Очень хочу на это надеяться». Голос у того хлеба, черного и круглого, большого, скромный. Он очень спокоен, ободряющий тембр его голоса кажется каким-то дружеским, словно старший товарищ, он опекает и заботится. Но вот в чем соль: он заботится не только о теле. Я знаю это по действительно фееричным идеям, которые тогда посещали меня и моих друзей после вкушения этого славного хлебца. Всех как будто осеняло! И потом эти идеи тогда (и даже сейчас, что характерно)-  все они находят воплощение. Какой вкусный он был, просто не передать!

И все же, из того дальнего далека,  иногда встречаю я славные вести.  Совершенно потрясающего вкуса, и тоже будто говорящий, хлеб есть в городе Нижние Серги. Там собственный хлеб из пекарни, часто его берем в период прогулок по парку Оленьи ручьи. Этот хлеб говорит еще более весело, чем наш, свердловский: «Эх, гулять -  так гулять!.. Хорошо, как же это хорошо -  забыть про все печали и заботы и один день вкушать мой вкус, дышать медовым нежным воздухом и смотреть на закат со скалы! Рад я вам, горожане – мой вкус будет для вас незабываемым!» Настроение он точно создавал, это было невероятно! Пекарня в Нижних Сергах потрясающая. И магазинчик «Кулинария», между прочим, тоже.

Но был и другой хлеб, который казался почти божественным нектаром.  Это было в 90-х. Я осталась практически без денег и хлеба, но сдаваться не собиралась. И тогда я отправилась к друзьям, на Посадскую. Там замечательный альтист, которого я знала как остроумного человека и отличного музыканта, предложил мне  целых два варианта хлеба: черный или белый. От этого выбора я внутри чуть не разревелась, мне показалось это королевским подарком. И взяла половинку черной булки, это был тот самый хлеб, который вдохновлял на подвиги и идеи.

В дальних поездах, в Тугулыме или в Ачитском районе, где я как раз писала про фермеров и про сельское хозяйство Урала, всегда попадался редкий хлеб. Таинственные уральские места, далекие и от того очень увлекательные освещались прекрасным вкусом их хлебов.

Когда мы с подругой фанатели за «Beatles», у нас был виниловый диск. Сборник песен группы, он назывался «Вкус меда». Название весьма эротичное, и мы все это понимали и чувствовали в шестнадцать лет, любуясь гармониями битлов, тут же подбирая их на пианино и роялях училища Чайковского. Но название нас все же интриговало. И мы переделали его в другое – «Вкус  хлеба». Дело было в колхозе, может там хлеба не хватало, что ли? Мы работали на уборке картошки и прочего под городом Березовский, в холодную осень 86-го. И что-то нам мало давали любимого продукта. Не шикарно, конечно, но нас  всегда радовали рыбные консервы. В общем, ходили мы с Любой по лесам возле нашего корпуса, пели на два голоса битлов. Ну и конечно, тот самый «Вкус хлеба». Я скажу, что для меня меняется, когда «мед» становится «хлебом».

Мы были сыты пропагандой, устали от того, что нас пугали войной холодной войной. Сейчас я понимаю, что может быть, так было нужно. Но как же это набило оскомину!

 И вот «Вкус хлеба» - это был как бы тот самый советский привкус, вместо дивной и смелой красоты английской музыки. Для нас это было  точно смело, пойти в эту сторону. Потому что мои друзья так и не смогли «слезть» с бардовских гармоний, и вообще с той идеологии. А нам явно было этого мало. В той новой музыке было место для любви и сложных переплетений судеб, которые всегда сопровождают мою жизнь, и которые вошли в нее как раз под тем запалом удачи обретения смелого, тех самых  неожиданных гармоний Другой музыки. А «Вкус хлеба» - это пресноватая Та реальность начала 80-х, из которой мы благополучно ушли.

А теперь я знаю, откуда взялся тот, из тех переделок наших «Вкус хлеба». Трудно мы жили. Весело и очень трудно. Но больше всего ценим такие вещи: огонь, высоту и красоту, с ними все трудности становятся легче и преодолимей. Как говорится, от «хлеба» выходим к «меду» – от горечи к узнаванию других энергий, а их много и они есть.

Очень люблю  я хлеб и сейчас, вкус его мне нравится -  хорошего такого, черного. Но есть и другие вещи, другие вкусы, я бы оставила и оставляю эту связь, с родным и ценным, истинным. Однако пути многолики и широки, и это воодушевляет.

Но иногда, вы знаете,  я вижу рекламу хлебозаводов. И мне становится как-то неуютно, к чему все это? Не хлебом единым живы. Но он не только еда, в хорошем хлебе есть Дух.

 

18 мая, 2022


Комментариев нет:

Отправить комментарий